Украина: прощай, гомо советикусСитуация на Украине
Свержение памятников и переименование городов — на Украине обращение с советским наследием регулируется законом. Подобного рода политика в области истории устраивает не всех.
Георгий Касьянов (Georgi Kasjanow)
В этой серии материалов мы пытаемся ответить на вопрос о том, как живут бывшие советские республики спустя 25 лет.
В декабре 1991 года завершился процесс развала Советского Союза. После того, как в течение года все крупные советские республики заявили о своей независимости, Россия 12 декабря 1991 года признала недействительным договор 1922 года об образовании СССР.
Как теперь справляются с утратой империи возникшие в тот момент государства? Каковы сегодня отношения России со своими нынешними соседями? Эксперты из России, Украины, прибалтийских государств, Кавказа, а также из Белоруссии и Молдавии высказывают свое мнение.
На Украине отношение к наследию Советского Союза отличалось в зависимости от региона. На Западной Украине, прежде всего в Галиции, подавляющее большинство населения быстро и решительно отказалось от всего того, что имело отношение к Советскому Союзу. В центральной Украине и в Киеве в течение долгого времени сохранялась своего рода амбивалентная модель, в которой соединялись элементы советского наследия и украинского национализма. На востоке, на юго-востоке и в Крыму почитание советской символики и советского прошлого проходило рука об руку с развитием крупного капитала и частной собственности.
Частью советского наследия оказались также правящие элиты, и в начале нулевых годов этого столетия 80% представителей высшей государственной бюрократии были выходцами из советской номенклатуры.
Поворотным пунктом в отношении к советскому наследию стали события на Майдане в Киеве, а также протестное движение в Западной и Центральной Украине в период с декабря 2013 по февраль 2014 года. Экономические и политические группировки, являвшиеся носителями советского нарратива памяти — Партия регионов и Коммунистическая партия, — были отстранены от власти.
Символом отхода от советского наследия стал так называемый ленинопад — с начала декабря 2013 года по 23 февраля 2014 года в различных украинских городах в ходе спонтанных акций было повалено почти 300 памятников Ленину.
Что касается политического аспекта, то можно сказать, что нынешнее руководство Украины создало предпосылки для ликвидации советского наследия на символическом уровне. Один из принятых украинским парламентом в апреле 2015 года законов запрещает использование коммунистических — в том числе, советских — символов в общественных местах. В результате его применения на Украине были переименованы 1000 населенных пунктов, у которых еще сохранялись советские названия. Кроме того, были уничтожены более 1500 памятников того периода.
Разрыв и возвращение?
В общественном дискурсе советский период изображается исключительно как черная дыра, как разрыв с нормальным развитием украинского народа, как время неимоверных потерь и неизмеримого страдания. Важным аспектом в этом отношении является тот факт, что принадлежность к СССР представляется здесь как разрыв с европейской традицией, как «выпадение» Украины из европейской истории.
Разрыв с советской историей означает в таком случае возвращение в Европу — это сценарий напоминает то, что происходило четверть столетия назад в Центральной Европе.
Приказная десоветизация
Но как сегодня воспринимается в обществе декоммунизация, под которой, на самом деле, понимается десоветизация? Опросы общественного мнения показывают, что отношению к этому процессу отличается в зависимости от региона. В августе 2015 года социологическое агентство «Фама» сообщило о том, что 90% опрошенных негативно относятся к декоммунизации — недовольство вызывает, прежде всего, то, что этот процесс управляется административными методами. Кроме того, он воспринимается как несвоевременный, поскольку, по мнению принявших участие в опросе людей, в данный момент существуют более важные проблемы. Критике подвергается, прежде всего, то обстоятельство, что по этому поводу не проводится никаких общественных обсуждений.
Возмущение вызывают экстремальные проявления декоммунизации — например, в том случае, когда произведения советской монументальной пластики уничтожаются только лишь по формальным основаниям. Особенно скандальным было уничтожение барельефа на Украинском доме в Киеве, который был построен в 1980-е годы как музей Ленина. Этот рельеф, по мнению экспертов, имел высокую художественную ценность, и его разрушение было актом вандализма.
Чем дальше на восток, тем больше людей, которым декоммунизация не по вкусу. На востоке и юго-востоке страны, особенно на Донбассе, советское наследие традиционно является составной частью собственной истории, тогда как в западных частях страны, прежде всего в Галиции, все, что пришло вместе с советской властью, также традиционно считается чужим — и это легко понять, если вспомнить о том, какими методами после заключения пакта Гитлера-Сталина была советизирована присоединенная к СССР Западная Украина — депортации 1939-1940 годов и 1945-1949 годов, война против украинского национализма с 1944 года по 1954 год, в ходе которой погибли более 250 тысяч человек, а также насильственная коллективизация.
Ностальгия по старым, добрым временам
Нельзя не заметить, что и в сегодняшней Украине существует ностальгия по советскому времени. По данным занимающейся проведением опросов компании «Рейтинг», в мае 2014 года, еще до начала административно управляемой декоммунизации, треть украинцев сожалели о развале СССР; на востоке и на юго-востоке страны половину опрошенных высказались в этом же духе, а на Донбассе даже 60%.
Однако подобные числовые показатели отнюдь не свидетельствуют о том, что существует тенденция относительно Back to the USSR, то есть возврата в СССР. Эта ностальгия мотивирована не идеологически, она связана, скорее, с воспоминаниями о стабильном времени, о справедливости и предсказуемом будущем. По данным опроса, проведенного в сентябре 2016 года Центром Разумкова, 18% опрошенных поддерживают создание единого государства из Белоруссии, России и Украины в качестве равноправных членов, тогда как 69% отвергают подобную идею. Недовольные развалом Советского Союза люди, как правило, не заинтересованы в восстановлении его в какой-либо форме. Подобные настроения, скорее, напоминают «остальгию» (Ostalgie) у восточных немцев.
Война на востоке Украины
Одновременно не следует упускать из виду и то, что отношение к советскому наследию в значительной мере следует оценивать в контексте войны на востоке Украины, а также на фоне существующих отношений с Россией. Россия в сознании элит, а также в обществе в целом, воспринимается как сила, направленная на то, чтобы создать своего рода новое издание Советского Союза.
© AP Photo, Igor ChekachkovСнесенный памятник Ленину в центре Харькова
Одним из наиболее цитируемых в средствах массовой информации и социальных сетях мемов являются слова Владимира Путина о том, что развал Советского Союза был величайшей общественной и гуманитарной катастрофой 20-го столетия. Из-за войны на востоке Украины сегодня еще легче изобразить противника в неприглядном виде как представителя наихудших инстинктов и образцов поведения советского человека — гомо советикуса. При этом преимущественно речь идет о склонности к патримониальному поведению, о нетерпимости по отношению к другим, о ксенофобии и раболепстве.
Спорные переименования и возвращения старых названий
Людей с такими чертами характера на Украине презрительно называют ватниками — это слово, на самом деле, означает стеганые ватные куртки, которые в зимнее время носили в советских вооруженных силах и в тюрьмах. В общественный дискурс в последнее время вошел также термин вышиватник — буквально это означает стеганая ватная куртка с вышивкой, — и применяется он для осуждения типичных гомо советикус, связанных с такими темными формами украинского патриотизма как нетерпимость по отношению к другим, ксенофобия и культурная самоизоляция.
Отношение к империи
В националистическом дискурсе, занимающем сегодня господствующее положение в общественном пространстве, слово «советское» — прежде всего, когда речь идет о ревизии коллективной памяти — имеет однозначно негативный оттенок. Кроме того, слово «советское» часто употребляется в связи с понятием «имперское». Советский Союз был продолжением Российской Империи, вот почему декоммунизация/десоветизация также связана с отрицанием рудиментов российского имперского нарратива.
Так, например, памятник основателям Одессы, в котором центральной фигурой является Екатерина Великая, в настоящее время охраняется полицией, поскольку там уже не раз происходили акты вандализма. В городе Кировограде, в городе с советским именем, большинство жителей в ходе городского референдума высказались за то, чтобы город получил свое старое название Елисаветград. Однако правительство отвергло это дерзкое требование и решило, что он будет называться Кропивницкий — в честь украинского драматурга конца 19-го и начала 20-го века.
Все это на западе Украины никому не помешало на уровне обыденного сознания культивировать идеальное представление о другой империи, а именно об империи Габсбургов, и связано это с региональной ностальгией, в центре которой находится фигура австрийского императора Франца Иосифа I.
Советский Союз продолжает жить в методах
Однако в либеральном дискурсе и в научных исследованиях отношение к советскому наследию довольно сбалансированное. Публичные заявления о том, что Украина получила свои нынешние границы в советское время и что она лишь как часть Советского Союза стала индустриальным государством со 100% грамотностью, вызывают серьезное раздражение у части политические активного населения, желающего полностью отречься от советского наследия.
© AFP 2016, Sergei SupinskyФлаг и герб Украины на здании в центре Киева
Кстати, в процессе отказа от этого наследия часто используются способы и методы, напоминающие советскую практику. Политика декоммунизации проводится в регионах центральным правительством в Киеве с помощью административно-бюрократических средств. Пакет законов о декоммунизации, два из которых Венецианская комиссия Евросоюза подвергла критике, был принят без публичных дебатов и обсуждения с экспертами — прения и одобрение этого пакета законов заняли в Парламенте в Киеве всего 40 минут. В одном из этих законов говорится о том, что Парламент может провести переименование города, поселка или деревни даже в том случае, если местное сообщество выступает против переименования.
Самым впечатляющим примером является переименование города Комсомольска в Полтавской области, который был основан в 1960-х годах под именем Комсомольск. Несмотря на протесты жителей, Парламент переименовал его в Горишние Плавни.
Большинство людей равнодушны к наследию
Отношение украинского общества к советскому наследию совершенно очевидно является неоднородным. Часть общества буквально истолковало понятие «наследство» и в 1990-е годы прибрало к рукам созданы в советское время экономические объекты, что стало затем основой для получения больших денег. Часть общества видит в советском наследии главное препятствие на пути в светлое будущее и в Европу. Есть и такие люди, которые равнодушно относятся к советскому наследию с его названиями улиц и населенных пунктов, с его скульптурами и архитектурными памятниками, и таких людей большинство.
Однако подобное равнодушие нарушается навязываемой Киевом политикой декоммунизации, и то, что раньше не было важным, обретает значение и превращается в символический капитал. А это, в свою очередь, создает условия для того, чтобы манипулировать противниками нынешнего руководства страны.
Экстремальные проявления декоммунизации, происходящие наряду с оправданием националистического и этнически эксклюзивного нарратива, провоцируют бессознательное сопротивление, которое уже сегодня используют в своих интересах критики нынешнего руководства.
История как инструмент
Раздражение в отношении официальной политики в области истории хорошо сочетается с недовольством, подпитываемым за счет разрушения социальных стандартов и обнищания населения. Здесь вполне отчетливо просматриваются аналогии с политикой в области языка — как показывают опросы общественного мнения, вопрос о том, может ли русский язык стать вторым государственным языком, постоянно находится в конце списка из 20 проблем, которые являются особенно важными для украинцев. Тем не менее, именно вопрос о языке стал одной из наиболее мощных движущих сил сепаратизма в Крыму и в Донбассе.
Даже если вопросы истории и не находятся среди первых десяти наиболее актуальных задач на Украине, они способны создать серьезные проблемы в случае применения искусной манипуляции. Следует помнить о том, что исторические аргументы активно использовались российской стороной для идеологического обоснования аннексии Крыма.
Георгий Касьянов родился в 1961 году в России, в городе Челябинске. С 2003 года он возглавляет отдел новейшей истории и политики Института украинской истории Национальной академии наук в Киеве. Он является автором и издателем многочисленных публикаций по истории Украины с 19-го по 21-й век, по истории украинской интеллигенции, по теории нации и национализма, а также по политике в области исторической памяти.
Источник: