Чувство, толк и расстановка: как речь влияет на успех, карьеру и личную жизнь

Корреспондент телеканала «МИР 24» побеседовала с актрисой театра и кино, старшим преподавателем сценической речи ВГИК Анной Котовой, которая рассказала, можно ли производить впечатление без слов и почему мы так часто друг друга не слышим.  

Идем по ВГИКовской столовой. Я и человек, который в этих стенах — звезда.

Почему-то так сложилось, что звездами сегодня стали называть тех, чью жизнь мы день за днем детально изучаем в социальных сетях, к кому нельзя запросто подойти на улице и пожать руку, чей голос мы даже толком не слышим, а только думаем: «Вот он, человек, идеальный на картинке».

А я иду за настоящей звездой, к которой каждый в театральных стенах хочет поскорее прикоснуться, обнять, у которой каждому хочется спросить: «Ой, у вас новая прическа?», «Анна Сергеевна, придете нас послушать?», «Анечка Сергеевна, можно вас какао угостить?».

Про тернии и звезды


Изящная молодая девушка со светлыми кудряшками говорит голосом, который мы меньше всего ожидаем от нее услышать: низким, сильным, идущим откуда-то изнутри.

Даже странно, но этой хрупкой, светящейся внешности он абсолютно подходит.

В родных стенах Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова актриса театра и кино Анна Котова прошла путь от студентки мастерской И. Н. Ясуловича до старшего преподавателя-тренера по сценической речи.

Я не люблю говорить, что я учу актеров речи, это как-то слишком ограниченно. Для меня гораздо важнее увидеть, где в человеке блоки, комплексы, детские зажимы, важно вывести его за рамки его речевой и голосовой зоны комфорта. А потом ученики звонят и говорят: «У меня ведь вся жизнь поменялась». Так что это немножко больше, чем речь…

То, как будут говорить выпускники актерского, режиссерского, звукорежиссерского факультетов, герои игрового и документального кино, зависит именно от нее.

Имейте инструменты, чтобы обуздать любые дрожащие коленки, с какой стати кто-то должен прощать вашу несобранность? Следите за осанкой, глубоко дышите, держите тело, лицо, улыбку и речь открытыми. Это называется «подавать себя», быть неуязвимым, проявлять уважение к себе и собеседнику. Такой навык только тренируется, с ним рождаются единицы.

«Это не я выбирала, это выбрало меня», — улыбается Анна в ответ на вопрос, почему ребенок из семьи, в которой никогда не было творческих профессий, вдруг решил обучаться театральному искусству.

«Мне было всего 13 лет, когда я приехала на каникулы к бабушке в Калининград. Как-то мы включили кассету с записью моего выпускного концерта в музыкальной школе, где я пела, танцевала, играла, и друзья моего старшего брата в один голос сказали: «Тебе нужно поступать в наш театральный», — вспоминает она.

После окончания восьмого класса Анна решила попробовать пройти прослушивание в театральную группу городского лицея №49, но первое большое испытание на творческую жилку оказалось неудачным.

«Я готовилась, читала басни, прозу, и меня, как я сейчас это вспоминаю, по-настоящему опустили. Сказали, что все это ужасно, что я непонятно из какого города приехала в Калининград, и после этого случая мы в семье стали шутить, что я не из Северодвинска, а из … (далее непечатное) приехала», — смеется актриса.

Конечно, я тогда сильно расстроилась. Но помню, что после провального прослушивания ко мне подошла маленькая-маленькая ростом, кругленькая преподаватель речи и грубо так: «Ну-ка, рот нормально открой, улыбку покажи. А, ничего, зубы ровные. Ну хоть что-то в тебе хорошо».

Прошел год, девушка окончила школу, и на обучение в театральный класс ее взяли без экзаменов. Как сама Анна объясняет, это такая маленькая традиция в творческой среде — сначала обидеть, больно уколоть, а потом дать пряник. Так еще на стадии отбора уходят те, кто не уверен, что рожден для творчества — то есть огромной самоотдачи и труда.

Люди, которые знали меня еще десять лет назад, которые встречают сейчас, все время говорят: «Ой, у тебя так изменился голос, стал такой низкий». Раньше я правда говорила «в нос», тише, как-то выше, жеманнее. И от этого складывался мой — совсем другой — образ. Все изменилось не только потому, что я все время тренирую, а потому что с голосом произошли и внутренние перемены.

В семье актрисы действительно никогда не было певцов или художников и вообще творческих профессий, зато мама долгие годы работала преподавателем музыки.

Пока все ребята бегали или играли на улице, первоклассница Аня в соседнем с мамой кабинете каждый день упражнялась в игре на пианино по нескольку часов подряд. Стоило девочке отвлечься, музыка утихала, как мама стучала в стенку, чтобы та не прекращала занятий.

«У нее над рабочим столом были выписаны многие фразы, но больше всего лет в семь я запомнила одну — про тернии и звезды. Эта фраза просто про меня, мой девиз, моя убежденность в том, что все стоящее в жизни достается через какое-то преодоление. Только сейчас, в тридцать лет, я начала понимать ее и менять для себя, что нет, все должно быть легко, все должно быть просто и в удовольствие!» — делится преподаватель.

По закону терний, буквально за день до вступительных экзаменов в Москве, Анна получила серьезную травму прямо на сцене, во время выпускной постановки.

Пришлось ехать в больницу, где врачи диагностировали вывих, растяжение и сильный ушиб. Нога распухла, и девушке запретили двигаться, а уж тем более — танцевать, выступать, куда-то ехать, медики советовали восстановить здоровье.

Так случилось, что из всего нашего калининградского театрального класса в Москву поступила только я. Накануне экзаменов подворачиваю ногу, лодыжка распухает до невероятных размеров. На обезболивающих втискиваю ее в туфлю на шпильках и как ни в чем не бывало, с широкой улыбкой, иду выступать, хоть знаю, что потом буду едва дышать от боли…

ВГИК ее принял, причем, как говорит сама актриса, ей всегда очень везло на преподавателей. Мастером на эти годы обучения стал советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер Игорь Николаевич Ясулович.

«Именно он научил нас действительно в любой ситуации оставаться человеком, никогда не идти по головам. С тех пор я, сама преподаватель, понимаю, как важно, чтобы рядом вашим наставником был тот, что видит в вас смысл работать, кто заставляет работать на износ, но верит в вас больше, чем вы верите в себя», — рассказывает собеседница.

Ко мне часто приходят руководители отделов, большие начальники, профессионалы своего дела. И от них я слышу: «Мои подчиненные и деловые партнеры не воспринимают меня серьезно из-за моего детского/ высокого/ слабого голоса». Или обращается состоятельный бизнесмен, который жалуется на то, что во время знакомства с девушкой не может взять себя в руки и нормально ей что-то сказать. А все потому, что в детстве на него какой-то учитель прикрикнул: «Что ты там мямлишь у доски»…

В 2006 году Анна Котова оканчивает ВГИК, и по рекомендации любимого педагога по речи Ксении Юрьевны Кузнецовой впервые открывает в себе талант к педагогике.

Картина масломТест: разбираетесь ли вы в живописи?

После университета она еще около двух лет работает в «Театриуме на Серпуховке», где участвует в детских постановках и мюзиклах, а потом снова возвращается в родной университет, уже окончательно в качестве преподавателя.

— Сама не знаю как, но обучение студентов меня сильно затянуло. Я начала работать с ребятами из мастерской Всеволода Шиловского, потом, помимо актеров, появилось много других курсов, и я благодаря какому-то «сарафанному радио» стала настоящим преподавателем.

«Пять лет назад бывший ученик, которого на курсе сильно ругала за говор и акцент, посоветовал меня в школу радио, и вдруг одновременно потянулись студенты отовсюду, появилась большая частная практика», — вспоминает актриса.

Мастер-класс от профессионала


На вопрос о том, выдают ли наши слова и манера говорения страхи или комплексы, Анна мгновенно приводит впечатляющую статистику.

То, что мы говорим, это только 7% от нашего образа, еще 35% — это манера подачи и целых 55% — это то, как мы себя при этом ведем, мимика, жесты. Вы можете прийти на собеседование и еще ничего не сказать, а от вас уже мощным потоком идет информация. Есть такое выражение: если ты говоришь невнятно, я сомневаюсь в том, внятно ли ты мыслишь…

По ее словам, речь — это не только набор акцентов, не только наличие или отсутствие говора, темповые и дыхательные особенности.

Хватит сидетьКак не потерять здоровье в офисе

«Наш голос, речь и тело — лакмусовая бумажка того, что с нами происходит. Может, ты боишься высказать то, что думаешь на самом деле, и голос тускнеет, становится глуше. Ты перестаешь чувствовать себя в пространстве, стираешься, а потом про тебя говорят: «Ой, а кто она, та девушка? Я и не запомнил», — объясняет Анна.

При этом человек сам не замечает, как попадает во власть зажимов: телесных, психологических, голосовых.

«В жизни я стараюсь это отключать, но поверьте, внимательный собеседник, а уж тем более работодатель, всегда это заметит и вероятнее всего расценит как слабость и несостоятельность», — уверена преподаватель.

Секреты преподавателя сценической речи ВГИК Анны Котовой. Как говорить, чтобы быть услышанным:

Все время беседы студенты поглядывают на меня с интересом и немножко неодобрительно: «И когда уже Анна Сергеевна придет к нам, занятие уже пора начинать».

А я заслушалась и не могу оторваться от того, как ярко говорит человек напротив меня. А разве не так положено говорить настоящим звездам?

Надежда Сережкина, для телеканала «МИР 24».

Подробнее в
сюжете Большое интервью
Эксклюзив на «МИР 24»: Генсек ОДКБ Николай Бордюжа — о санкциях, «ИГ» и Сирии
Марина Веденяпина: У современных детей снова в моде диафильмы
Источник: mir24.tv

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *