Новый взгляд на южное крыло НАТО

Новый взгляд на южное крыло НАТО

Унал Чевикёз (Ünal Çeviköz)

Сегодня вечером станет известно, выйдет ли Соединенное Королевство из Европейского Союза (ЕС).

Мы стоим накануне принятия решения, которое неизбежно повлияет на Турцию по многим направлениям — от внешней торговли до экономики, от денежно-кредитной до инвестиционной политики.

Но анализировать вопросы внешней политики, фокусируя внимание только на одном из происходящих в мире событий, — значит понимать систему международных отношений слишком упрощенно. Помимо отношений Великобритании с ЕС, Турцию также близко касается и решение ЕС о продлении санкций против России.

Кроме того, остается две недели до саммита НАТО, на котором будут рассмотрены вопросы безопасности Европы и нашего региона. НАТО также готовится адаптироваться к новой версии отношений с Россией.

Будь то отношения между Соединенным Королевством и ЕС или темы, которые будут подниматься на саммите НАТО, — за всем этим стоит проблема терроризма, в последние годы распространившаяся через Афганистан на запад, зажавшая в тиски Ближний Восток и Северную Африку, взбудоражившая всю Европу из-за развертывания в Сирии. Терроризм усиливает волны миграции, проблема мигрантов и беженцев достигает невиданных масштабов и создает серьезные риски безопасности.

Не стоит удивляться тому, что после того, как Россия применила силу в отношении Грузии и Украины в Черноморском регионе, страны Центральной Европы (бывшие участники Варшавского договора и новые члены НАТО) интерпретируют эту ситуацию в контексте традиционного противостояния Восток — Запад и представляют Россию главной угрозой. Можно сказать, что в этой позиции «НАТОизма» больше, чем НАТО.

При этом не стоит забывать, что Россия осуществляет эти вмешательства только на территории бывшего Советского Союза и не угрожает ни одной стране, ранее входившей в Варшавский договор, в той мере, в какой они представляют ситуацию — особенно после того, как они присоединились к НАТО. Это, конечно, не значит (и не должно значить), что вмешательства России, о которых здесь идет речь, справедливы. Но это также не должно вводить Европу в заблуждение в вопросе о том, что ей действительно угрожает.

НАТО должна уделить серьезное внимание южному крылу и угрозе, которая может исходить отсюда. Ведь с опасным регионом соприкасается только один член НАТО, и это Турция. Более того, Россия, которая, как утверждается, представляет главную угрозу для НАТО, сохраняет балансы, сложившиеся в Центральной Европе (центральной зоне). При этом на южном крыле она обретает такие сильные позиции, которые не могла обрести даже в период холодной войны, и упрочивает свое положение в Сирии. Турция не должна быть оставлена в одиночестве в этом регионе.

Все эти события говорят о том, что необходимо выработать новую концепцию и стратегию безопасности перед лицом потенциальных угроз с южного крыла. Прежде всего, Турция должна определить свою позицию, связанную с восприятием этой угрозы. Вместо того чтобы подходить к проблемам Ближнего Востока с героической риторикой и амбициями по поводу создания нового порядка, приоритетом должно было быть преобразование порядка без создания хаоса. И это была бы реалистичная внешняя политика.

Процесс нормализации отношений с Израилем, пусть и вынужденный, подходит к концу. Ожидается, что с этим прогрессом Турция вернется к проведению реальной политики на Ближнем Востоке. Если антиизраильская, пристрастная и поддерживаемая идеологическими интонациями внешняя политика уступит место такой реалистичной и конструктивной политике, Турция сможет снова обрести качество надежного партнера Запада, с которым можно искать пути преодоления тревог, исходящих от этого региона. Поэтому отношения с Израилем важны.

Из-за антагонизма с Израилем Турцию обвиняли в том, что она постоянно мешает отношениям НАТО с ее партнерами по диалогу, выполняющими важную функцию в политике альянса в Средиземном море. Нормализация отношений с Израилем устранит эту помеху, что должно снять негласное эмбарго, наложенное Турцией на отношения Израиля с НАТО.

Это натовское измерение вопроса. Но борьба с угрозой, которую Ближний Восток создает для Турции и европейско-атлантической безопасности, не может и не должна быть только задачей НАТО. О том, что продолжение борьбы с терроризмом исключительно военными методами не дает результата, знает весь мир. И то, что эта борьба может увенчаться успехом в случае применения мягкой силы, ее подкрепления социологическими, социально-политическими и социально-экономическими подходами, обнаруживают примеры в других странах.

В таком случае нужно признать, что Турция может сыграть важную роль в определении таких подходов, а также поможет сделать так, чтобы НАТО, особенно в координации с ЕС, отдавала им предпочтение. Ранее Турция говорила о том, что сотрудничество НАТО и ЕС не работает и что Турция не включена в процесс такого сотрудничества. Теперь нужно спастись от этой изоляции и стать центральной страной в обеспечении координации. Эта роль — главное испытание для Турции сегодня.

Турция должна, с одной стороны, нейтрализовать расизм и ксенофобию, источники которых — проблемы терроризма, мигрантов и беженцев в Европе, с другой — внести вклад в поиски решения, добравшись до самой сути проблемы. Путь к успеху в этом деле лежит через применение подхода, уважающего универсальные ценности, права человека — основные права и свободы, прежде всего внутри своих границ. Не стоит ожидать, что страна, в которой дискриминация и поляризация становятся обычным делом, принесет Европе какие-либо конструктивные решения. Европа скептически относится к Турции именно потому, что видит это.

Для того чтобы объединение Восточной и Западной Германии состоялось мирным путем, в период холодной войны Германия проводила восточную политику под названием «остполитик» и разрабатывала эту политику с опорой на применение мягкой силы.

Турции тоже следует перестроить и реконструировать свою стратегию, начав со своей страны и своих территорий, и сделать так, чтобы эта стратегия оказала влияние на весь Ближний Восток. Говорящие по-немецки, возможно, назвали бы ее «зюйдполитик». Мы же ограничимся тем, что подчеркнем: Турции нужна комплексная «южная политика». В случае успеха эта политика упрочит единство НАТО, ЕС и Турции.

Источник: inosmi.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *