Секс по-украински: дидух, каша и бандура

Вечорницы были не так уж и невинны.

Секс по-украински: дидух, каша и бандура

Интиму учились на «пати» у вдов, а секс был только ради детей

В украинской культуре невозможно изучать только одну сферу — в ней все взаимосвязано и гармонично дополняет разные стороны жизни. И часто невозможно понять смысл одного ритуала, не зная сути другого. «Например, говорят, что нельзя вывешивать для просушки вещи младенцев на закате солнца, — говорит этнограф Яна Яковенко. — Понять, почему так, я смогла, лишь когда узнала предание о том, что солнце на закате все забирает с собой в потусторонний мир. А одежда, особенно малышей, есть продолжение тела. Выходит, по верованиям наших предков, вывешивать одежду малыша — все равно, что отправлять его в иной мир.

Увлекаясь украинской культурой, я изучала много предметов быта наших предков, секреты рушников и вышиванок. Чем глубже погружалась в символику, тем больше приходило понимание, что каждый символ и узор имели свое практическое значение. И дальнейшее общение с учеными, этнографами только убедили меня в этом. Так, символы продолжения рода и беременности отображались на рушниках и сорочках. Если женщина могла родить, она вышивала одни узоры, если нет — другие. Женщина, достигшая климакса, не имела права носить сорочки, вышитые красными нитями, потому что этот цвет был связан исключительно с возможностью родить ребенка. Такие женщины красные нити выпарывали и заменяли на другие. Выходит, по вышивке мужчина мог определить, с какой целью можно подходить к женщине».

ПРО ЭТО. Секс — неотъемлемая составляющая любой этнокультуры, в том числе и нашей. Более того, многие нации, живущие подобно украинцам, земледелием, возводили секс в ранг некого божества, отожествляя его с подобием сеяния семян в землю, которая дает урожай, благодаря чему нация живет. Так и муж «сеет» семя, благодаря чему продолжается род. Возьмем, к примеру, свадьбу. На ней символическое и физическое лишение невинности было для наших предков намного важнее, чем любой другой половой контакт. Беременеть женщина могла только после ритуальной брачной ночи. Соответственно, невеста должна была быть исключительно девственницей. И дело не только в боязни болезней, которые она могла подхватить от предыдущих партнеров и тем самым испортить здоровье будущих детей. Наши предки считали, что все должно иметь свою космическую последовательность. И если такой важный этап семейной жизни, как дефлорация, проходит не между будущими мужем и женой, то семью будут преследовать неудачи. Эти воззренния тесно переплетаются и с христианским пониманием семьи, при котором «двое — одна плоть», и хранение себя в чистоте и святости до брака имеет прямое влияние на жизнь всего будущего рода. А измена, неверность — чуть ли не единственный повод, по которому даже Библия допускает развод.

ОБЫЧАИ-СТРАШИЛКИ

Нередко девушек и парней теории любовных премудростей учили старшие братья с сестрами. Иногда в дом для поучительных бесед приглашались соседки, кумовья, которые рассказывали, как нечестных девушек обсыпали перьями или обрезали им косу, которой женщины обычно лишались только после замужества. Также «нечистую» могли заставить ходить в косынке, что тоже говорило о том, что у нее был секс до свадьбы.

ПРАКТИКА: ИНТИМНЫМ ЛАСКАМ ОБУЧАЛИСЬ НА «ВЕЧОРНИЦЯХ»

В украинской традиции заниматься сексом до замужества можно было разве что понарошку, в игровой форме. Более того, родители даже поощряли подобные свидания, помогая устраивать так называемые «вечорниці». Девушка, которая не ходит на подобные мероприятия, считалась неполноценной, и к ней никто не сватался. К тому же у мамы с папой появлялась редкая возможность остаться наедине, отправив чадо развлекаться.

КЛАЛИ «ПОД БОЧОК». Перед праздником девушек снаряжали продуктами — и для застолья, и для расчета за съемный дом. Стартовали «вечорниці» с праздника Калиты, который отмечался 30 ноября. Накануне пеклись коржи с отверстием в середине, которые подвязывались на веревочках чуть выше уровня роста. Молодые люди и девушки прыгали, стараясь откусить часть этих ритуальных коржей. Причем женские «калиты», которые пытались откусить хлопцы, были намазаны медом, а мужские были сухими.

Подобные «пати» чаще всего происходили в домах у старых сельских дев или вдов — именно там девушки и ждали своих кавалеров. Причем если хлопцы могли гулять по подобным домам, выбирая пассию по душе, то девушки должны были находиться только в том доме, который они сняли. От этой традиции пошли свои ритуалы. Например, девушки варили обрядовую кашу и закапывали горшок с ней в начале улицы, чтоб хлопцы приходили именно к ним. Варение каши само по себе тоже символизировало половой акт: когда мужская сущность, зерно, смешивалась с женской, водой, образовывалось новое вещество — в этом и была суть ритуала.

Праздник Калиты. Наши предки отмечали его каждый год 30 ноября.

Парни приносили с собой немного спиртного, те, кто побогаче, брали с собой музыкантов. Когда все собирались, начинались танцы, веселье, общение. Заканчивалось мероприятие тем, что девушки стелили постель. Весь пол в комнате устилался соломой, на которую клали простыни, и пары укладывались. Перед этим парень обязательно должен был договориться с девушкой, чтобы та пустила его к себе «под бочок». Когда выключался свет, хлопцы искали тех, с кем договорились. В следующий вечер пары, которые по каким-то причинам не подошли друг другу, могли меняться. Кульминацией вечера были сексуальные прикосновения, но без самого акта — хлопцы должны были строго держать себя в руках. Если к утру молодые люди понимали, что нравятся друг другу, то это было поводом для начала сватания.

Нужно отметить, что эти вечера не всегда проходили гладко, особенно когда в села заходили чужие парубки — военные, наемные работники. Неискушенные в любовных премудростях селянки могли быть обмануты: заезжие женихи совершали полноценный половой акт, сказав девушке, что это только прелюдия — ведь сравнивать ей было не с чем. Подобные инциденты могли случиться с ней в течение нескольких «вечорниць» с несколькими парнями, если любовные аферисты делились информацией друг с другом. Были случаи, когда сами девушки свято верили, что они девственницы, пока не рожали. И как родители ни допытывались, кто отец, девушка искренне не могла им ответить. Так что «вечорниці» были довольно опасным развлечением, после которых ни в чем не виноватая девушка могла оказаться со смолой на воротах дома — эта метка давала понять, что тут живет «нечистая» — и разрушенной навсегда жизнью.

Свадьба. На голове невесты венок калины, у жениха — дубовый венок.

СТЫДЛИВЫЕ ПЕСНИ: НАША КАМАСУТРА

«Соромницькі пісні», они же «стыдливый фольклор» — это самая настоящая украинская музыкальная «Камасутра», — уверена этнограф Яна Яковенко. — В Украине «соромницькі пісні» были очень распространены и стали неотъемлемой частью свадебных обрядов. Во время брачной ночи уже через пять минут после ее начала в дверь к молодоженам стучали и начинали петь стыдливые песни, содержание которых описывало то, что у них происходит. При этом прямые названия половых органов заменялись символическими, и это еще больше отвлекало жениха от и без того волнительного дела.

Если во время брачной ночи оказывалось, что невеста уже не девственница, над ней тоже совершались особые обряды. Например, девушку могли вывести на улицу и заставить толочь пустую ступу, таким образом показывая неверность. После чего гости на свадьбе были настроены лишь на травлю — ее и ее родителей. Делалось это в песнях — о дырявом ведре или бочке, полой внутри. При этом мужчина развестись с неверной женой не мог, он был обязан жить с ней».

В ОГОРОДЕ. Вести полноценную половую жизнь разрешалось только после женитьбы. Половой акт становился уже неотъемлемой частью жизни супругов, но совершаться он мог только ради беременности. Любое предохранение считалось смертным грехом наравне с детоубийством. Такого понятия, как занятие сексом для удовольствия, не существовало.

Семьи в те времена были большие. Малые дети, старики — все жили в одной хате, потому половой акт между супругами проходил в самых различных, порой весьма неожиданных местах — например, по дороге в огород или к коровнику для вечерней дойки. Грубо говоря, где муж застал жену, там все и свершалось, подальше от глаз родственников.

Когда у женщины наступал климакс, ей строго запрещалось не только заниматься сексом, но и даже ложиться возле мужа. В этом возрасте занятие сексом считалось небогоугодным делом, потому что даже если женщина сможет родить ребенка, она вряд ли успеет достойно его воспитать. В этот момент супруги обретали статус деда и бабы. У женщины повышался социальный статус, появлялось больше прав для воспитания подрастающего поколения, врачевания, знахарства.

СЕКС-СИМВОЛЫ. Если проанализировать наш фольклор, то становится понятно, что у наших предков считались сексуальными черные глаза, выразительные брови, русые или черные волосы, белая кожа. Для женщин обязательна длинная коса, а мужчинам добавляло привлекательности наличие коня или сабли.

Большинство традиций, касающихся половых вопросов, у украинцев было утеряно после создания СССР. «Социальные условия изменились, институт брака утратил ответственное отношение к нему. Свобода нравов была чем-то вроде антирелигиозной пропаганды; при всей ненависти к капитализму в 20—30-х гг. XX века в ходу была западная модель, по которой секс по значимости приравнивался к выпиванию стакана воды. И хотя уже в 50-е годы разводы и аборты снова пытались запретить, попытка власти вернуть чистоту семейных отношений успехом не увенчалась. С тех пор и по сей день в головах украинцев в вопросах половой культуры и воспитания — сплошная каша», — сетует Яна Яковенко.

Яна Яковенко. Изучает нашу культуру и обычаи уже 12 лет.

Источник: www.segodnya.ua

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *