Сломать лед в отношениях между Бразилией и США

Сломать лед в отношениях между Бразилией и США

Питер Хаким (Peter Hakim)

После того как в 2013 году Эдвард Сноуден разоблачил шпионаж США против Бразилии, отношения между двумя странами сковал лед. Главный объект прослушиваний, президент Дилма Русеф внезапно отменила запланированный визит в Вашингтон.

Два года спустя, в июне 2015 года Русеф наконец посетила столицу США, сделав первые шаги к примирению. Ее визит был многообещающим жестом, способным вернуть двусторонние отношения в прежнее русло, однако с усилением внутренних кризисов пришлось похоронить и эти надежды.

Сегодня Дилму Русеф на посту президента временно замещает вице-президент, Мишель Темер, в то время как сенат обсуждает процедуру импичмента и ее окончательное отстранение от должности.

Дела в экономике все также плохи, между тем в Конгрессе воцарился хаос на фоне охвативших страну коррупционных скандалов. Отношения между Бразилией и США, пусть и дружественные и корректные, на практике зашли в тупик. Страны едва поддерживают взаимодействие.

Глубокие внутренние проблемы и комплексы Бразилии являются достаточной причиной для того, чтобы США, имея дело с этой страной, проявляли осмотрительность. Хотя импичмент Русеф удовлетворяет конституционным требованиям, многие — как в Бразилии, так и в мире — сомневаются в законности данного процесса.

Есть все основания с недоверием отнестись к серьезности обвинений и справедливости приговора, выносимого недобросовестными политиками, которые сами оказались фигурантами целого ряда скандалов. По сравнению с ними Русеф кажется честной и ни в чем не повинной.

Осмотрительность США

Пока у Русеф есть шанс вернуться к власти, США вряд ли примут правительство Мишеля Темера. Вашингтон предпочитает держаться подальше от бразильских политических междоусобиц.

Но и после того как вопрос импичмента будет решен, США могут по-прежнему неохотно идти на сближение с бразильским правительством сомнительной легитимности, будь во главе его Темер или Русеф.

Как показывают исследования, большинство бразильцев не желает видеть ни одного из них на посту президента. За два месяца существования правительство Темера уже успели раскритиковать за полностью белый и мужской состав кабинета — и это в одной из самых неоднородных стран мира — равно как и за то, что трое из его министров подали в отставку по обвинениям в коррупции.

За отсутствием выборов, кем бы ни был обитатель президентского дворца в ближайшие два года, ему не удастся с энтузиазмом руководить страной или заручиться народной поддержкой, пока Бразилия переживает череду экономических и социальных катаклизмов, а также проблемы с безопасностью. На данный момент Бразилия не представляется американцам подходящим партнером для заключения серьезных соглашений.

Учитывая тот факт, что США, вероятно, продолжат поглядывать на Бразилию с опаской, а в ближайшее время их ждет собственная смена правительства, лишь начиная с января Бразилии предстоит взять на себя инициативу по оживлению вялых двусторонних отношений.

В попытке восстановить рухнувшую экономику как Русеф, как и Темер выступали за более тесные торговые связи с Соединенными Штатами — направление, в котором стоит двигаться дальше.

Но это сможет произойти только в том случае, если Бразилия будет готова устранить многолетние протекционистские барьеры и полностью открыть свою экономику.

Ей также необходимо найти способ решения проблемы таможенного союза МЕРКОСУР. Ввиду растущей поддержки бизнес-сообщества Бразилия с каждым разом проявляет все большую готовность вносить необходимые изменения, и это выглядит обнадеживающе. Между тем США также должны осознать необходимость идти навстречу в вопросах торговой политики.

Региональное сотрудничество

Соединенные Штаты будут приветствовать более активное сотрудничество с Бразилией по решению насущных региональных проблем.

Американские власти понимают, что, пока Бразилия находится на периферии, Вашингтон и другие правительства мало чем могут помочь в разрешении глубокого кризиса в Венесуэле.

Кроме того, Бразилия, которая может похвастаться долгими и тесными отношениями с Кубой, могла бы способствовать ее примирению с США.

Без поддержки Бразилии едва ли возможно обратить вспять атрофию Организации американских государств (ОАГ) и сделать ее усилия по продвижению демократии и прав человека более эффективными.

Правда, в течение многих лет Бразилии и США не удавалось найти достаточную основу для сотрудничества по этим вопросам.

Задача, стоящая сегодня перед странами, схожа с той, что существует уже на протяжении нескольких десятилетий.

Чтобы выявить многочисленные разногласия и определить общие интересы, необходимо улучшить взаимодействие.

Должны быть приложены усилия к тому, чтобы установить партнерский тон в отношениях и выявить приоритетные вопросы — например, в области экономики и энергетики или фундаментальные проблемы региона — которые в свою очередь свяжут страны более серьезными обязательствами.

Ничто из перечисленного не осуществится до тех пор, пока в Бразилии не будет постоянного президента, легитимность которого получит широкое признание. К сожалению для обеих стран, это, возможно, произойдет не ранее выборов 2018 года.

Источник: inosmi.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *