Сюзанна Остен снимет фильм по неизвестному сценарию Ингмара Бергмана

Сюзанна Остен снимет фильм по неизвестному сценарию Ингмара Бергмана

Николас Веннё (Nicholas Wennö)

Как стало известно DN, Сюзанне Остен (Suzanne Osten) снимет художественный фильм по ранее не известному сценарию Ингмара Бергмана «64 минуты с Ребеккой» (Sextiofyra minuter med Rebecka). В следующее воскресенье состоится мировая премьера радиопьесы Остен по тому же сценарию, который с 1969 года хранился в архиве.

7 августа 1969 года Ингмар Бергман (Ingmar Bergman), который тогда жил на Форё, написал последнюю реплику сценария «64 минуты с Ребеккой». По первоначальной задумке этот сценарий должен был стать вкладом Бергмана в совместный проект с Акирой Куросавой (Akira Kurosawa) и Федерико Феллини (Federico Fellini). Главная роль предназначалась для Кэтрин Росс (Katharine Ross), игравшей в таких классических картинах, как «Выпускник» (The Graduate) и «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy och Sundance Kid). Но сотрудничество быстро выдохлось, и сценарий отправился в стол. Его обнаружили лишь после того, как легендарный режиссер в начале 2000-х передал все свои материалы в будущий Фонд Ингмара Бергмана.

Премьера радиопьесы Сюзанне Остен «64 минуты с Ребеккой» в SR Drama на P1 запланирована на воскресенье 6 ноября. Сюжет напряженной драмы разворачивается вокруг беременной и эмоционально отчужденной учительницы, работающей с глухонемыми. Показано ее стремление к сексуальному и политическому освобождению на фоне революционной «волны 68».

«Это единственные 64 минуты, когда Бергман выступает как абсолютный феминист. В его фильмах всегда были сильные женские образы, но в этой пьесе он пошел еще дальше. Он находится во временном пространстве 1969 года, когда всю Швецию захлестнула волна перемен, и он уловил ее удивительным образом. Чертовски хороший сценарий!» — восклицает Сюзанне Остен.

«Учитывая, как долго я была врагом Бергмана, поначалу я вообще ничего не ожидала. Но я прочитала сценарий и была в безумном восторге. Когда-то мы с Бергманом были в одной струе, потом пошли разными путями», — рассказывает Остен, которая была активной участницей передовой феминистской организации «Группа 8».

То, что именно Сюзанне Остен берется за фильм по сценарию Ингмара Бергмана, — ирония судьбы в культурно-историческом смысле. Не секрет, что они были открытыми антагонистами до самой смерти Бергмана в 2007 году.

«При жизни Бергмана это было бы невозможно: он всегда хотел все контролировать и лишь ругался бы со мной. “О нет, только не эта проклятая стерва”», — смеется Сюзанне Остен, подражая характерному голосу демонического режиссера.

«64 минуты с Ребеккой» были написаны, когда Бергман стоял на пороге международной карьеры, и его привлекала возможность снимать за рубежом и на английском. Предполагалось, что фильм получит название «Белая стена» (The White Wall). За несколько лет до этого он уже создал серию новаторских фильмов — «Персона» (Persona), «Молчание» (Tystnaden), «Стыд» (Skammen), «Страсть» (En passion). Действие «64 минут с Ребеккой» плавно перемещается от реальности к сну, главная героиня попадает в различные напряженные ситуации.

«Да, хотя, может быть, это больше похоже на кошмарный сон. Во время записи пьесы мы шутили про ”Ребекку в Стране чудес”. Она попадает в юмористические ситуации в духе Кафки, — говорит Сюзанне Остен и продолжает, — Бергман заимствовал приемы французской ”новой волны” и Антониони, но наполнил их собственным содержанием. Это феминистский, нетрадиционный, гомоэротичный и антиавторитарный сценарий. Он невероятно смел, сложен и радикален».

Одна из сцен разыгрывается в секс-клубе, где играет избитый хит Сержа Гензбура и Джейн Биркин 69 année érotique. Бергман изобразил эпизод садомазохизма, в котором Ребекка просит мужчину заняться с ней сексом: «Я хочу, чтобы было по-настоящему больно».

«В сценарии говорится о женщине, которая исследует свою сексуальность, она обнаруживает, завоевывает и использует. Это не ”мило”, это другая сторона романтической любви без всякой сложной, составной сексуальности, которую тогда как раз начали обсуждать. Также Бергман изображает знакомство того времени с порнографией. У Ребекки есть склонность к саморазрушению, она чувствует себя изгоем и говорит, что не способна чувствовать. Но, как мне кажется, она контролирует ситуацию. По-моему, здесь слышен голос самого Бергмана. Как и в его собственных фильмах, в этой пьесе Бергман проявляется и в мужских, и в женских образах».

Остен добавляет, что в фильмах Бергмана конца 1960-х заметны отголоски политики, в первую очередь в «Стыде», который трактуют как комментарий Бергмана по поводу войны во Вьетнаме.

«В ”Стыде” поднимаются те же вопросы, которые сегодня стоят перед нами в Алеппо и Мосуле. Что с нами делает привычка молча наблюдать за происходящим? В кого мы превращаемся? Бергман изобразил моральный коллапс, но, к несчастью, на него напали левые во главе с Сарой Лидман (Sara Lidman), обвинив его в нежелании четко высказать свое мнение о войне во Вьетнаме».

«Одна из самых интересных черт Бергмана в том, что он писал тексты, допускающие разные толкования в зависимости от того, под каким углом посмотреть. Работа с этим сценарием стала невероятной радостью, он вызывал столько ассоциаций», — с восторгом говорит Сюзанне Остен.

Она так взбудоражена, что задумала создание полнометражного фильма по тому же сценарию. Шведский институт кинематографии недавно предоставил ей помощь на подготовку к экранизации. Премьера запланирована на юбилейный 2018 год, когда исполнится 100 лет со дня рождения Ингмара Бергмана.

«У меня множество идей о том, как лучше это сделать, но я пока все держу в тайне», — сообщает Сюзанне Остен. Прежде она сняла такие фильмы, как «Братья Моцарт» (Bröderna Mozart), «Ангел-хранитель» (Skyddsängeln). Ее последняя работа — «Девочка, мама и демоны» (Flickan, mamman och demonerna).

Обнаружение сценария такого уровня — уникальное событие, считает исполнительный директор Фонда Ингмара Бергмана Ян Хольмберг (Jan Holmberg). Известно, что Бергман написал несколько сценариев, фильмы по которым так и не были сняты, но о «64 минутах с Ребеккой» ничего не знали даже самые искушенные знатоки его творчества.

«Можно сравнить его с неопубликованным текстом Эрнеста Хемингуэя или неизвестной картиной Пикассо. Удивительная новость! Бергман создал его, будучи на вершине своего таланта, среди лучших из лучших. Это вам не ранняя работа, написанная в стол».

По мнению Яна Хольмберга, «64 минуты с Ребеккой» органично вписываются в творчество Бергмана и даже являются «недостающим элементом головоломки».

«Для Бергмана это очень захватывающий сценарий: помимо традиционных кризисов семейных отношений и связей между матерью и дочерью, там есть жесткий секс, гомоэротика, мощная феминистская перспектива, чего не наблюдается в большинстве других фильмов Бергмана», — подчеркивает Хольмберг и отдельно отмечает любимую тему Бергмана — трудности общения.

Весной Хольмберг предложил SR Drama поставить сценарий к бергмановскому юбилею в 2018 году, но никто не захотел ждать. То, что в режиссеры выбрали Остен, стало для Хольмберга настоящим сюрпризом.

«Я очень обрадовался: Остен и Бергман — это ”брак, заключенный на небесах”. Остен — одна из наших самых выдающихся режиссеров, с Бергманом у нее были сложные отношения, он ставил ей палки в колеса. Думаю, Бергман немного перед ней виноват, и уверен, что это будет грандиозно».

Источник: inosmi.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *