Учебник о войне: стоит ли учить в школах историю Майдана и АТО/Ученикам будут рассказывать про российско-украинскую войну на Донбассе

В новом школьном учебнике по истории Украины для старших классов антитеррористическая операция на Донбассе названа российско-украинской войной

Фото: EPA/UPG

На прошлой неделе историк, экс-заместитель министра образования Павел Полянский презентовал учебно-методическое пособие по истории Украины для учеников старших классов общеобразовательных школ. В пособии есть целый раздел о событиях на Майдане и боевых действиях на Донбассе, которые в книге именуются российско-украинской войной. Не все в украинском обществе согласны с тем, что время для изучения этих событий уже наступило. «Апостроф» решил разобраться в ситуации и поинтересоваться, необходимо ли вообще сейчас поднимать эти вопросы на школьных уроках.

Война на Донбассе и Майдан

Новое пособие охватывает не только события на Майдане и военные действия на Донбассе. Как рассказал «Апострофу» сам автор учебника историк и экс-заместитель министра образования Павел Полянский, первые два блока книги посвящены событиям 20-х годов, Первой мировой войне, событиям современного мира в 2010-2016 годах и новому глобальному вызову — террористической угрозе, а также трансформации Европейского союза и Brexit.

Третий блок, ключевой, по словам Полянского, содержит два раздела. Первый — это протесты на Майдане, которые автор в книге называет Революцией достоинства, и второй раздел – события на востоке Украины, именуемые автором украинско-российской войной. В этом разделе события доведены до августа 2016 года. И так как конфликт еще не завершился, то, по словам автора, книга условно заканчивается многоточием.

Учебное пособие издано для учеников 10-11 классов и учителей, тираж учебника относительно невелик — 3 тысячи экземпляров. Оно уже рекомендовано Министерством образования и науки Украины к изучению с июня 2016 года.

Фото: Новости Донбасса

Рассказывая о событиях на востоке, Павел Полянский употребляет термин «война», хотя в документах международных организаций и Верховной Рады не фигурирует более жесткая формулировка, чем «агрессия».

«Есть российско-украинская война по факту. Есть международные правовые документы, в том числе и Организации объединенных наций, которые констатируют факт наличия агрессии Российской Федерации против Украины, оккупации Крыма и вторжения в Донбасс. Мировая история не знает ни одного примера, когда где-то происходила агрессия и это автоматически не означало, что есть война. В пособии я пишу, что эта война указывается у нас как антитеррористическая операция», — рассказывает Полянский.

Что касается событий на Майдане, то здесь автор уверяет, что он не вкладывал в описание свое эмоциональное отношение, а писал как историк, а не как непосредственный участник событий.

«У меня там есть разные точки зрения на одно и то же событие. Я написал, что часть людей не поддерживала Майдан, у них было другое видение, кроме того, я также вспоминаю Антимайдан», — рассказывает историк.

«По поводу любых событий в нормальном обществе никогда нет стопроцентного совпадения взглядов, даже о факте вторжения немцев были разные точки зрения. А правильно ли думать, сочиняя учебное пособие, как к этому отнесется коллаборационист, который с автоматом или гранатометом сидит в окопе на Донбассе с намерением убить украинского солдата? Мне как гражданину Украины его точка зрения абсолютна неважна», — добавляет Полянский.

Экс-министра образования Украины Сергея Квита такая формулировка не смущает. По его словам, эти события надо изучать в школах, и говорить о том, что Россия напала на Украину.

«Мне как человеку, который работал министром образования, как гражданину Украины, вполне очевидно, что мы находимся в состоянии войны с Россией. Как наше государство сейчас юридически трактует это — это уже другой вопрос», — рассказал Квит «Апострофу».

Что касается Майдана, то здесь экс-министр согласен, что взгляды на него в обществе иногда могут быть разными. Но, по словам Квита, Майдан не нес в себе зла идеологически. Он был поддержан всем украинским народом, это действительно был наш общий выбор.

«Майдан носил антипутинский, антиимперский характер, но он не имел антироссийского направления. Ведь там были и русские, и поляки, и евреи, и армяне, и азербайджанцы, и крымские татары — все, кто хотите. Поэтому если до сих пор существует такая категория людей, которым забила голову путинская пропаганда, то это их проблемы, мы с ними пытаемся говорить, и в том числе книга Павла Полянского, я уверен, не несет в себе никакого негатива, она сообщает правду про те эпохальные события. Нам следует давать больше правды, надо быть более конкретными в отстаивание собственных интересов», — подчеркивает Квит.

По мнению журналиста и документалиста Юрия Макарова, проблема в том, что никто не читает официальных речей.

«Официальные выступления имеют статус юридического документа, у нас и премьер, и председатель Верховной Рады, и президент неоднократно произносили вслух, что у нас идет война с Россией, они называли Россию агрессором. Так если этого нет непосредственно в каких-то постановлениях или законах, то это не означает, что руководство этого не осознает. К ним ряд других претензий, но по крайней мере, не эта», — комментирует Макаров.

Стоит ли это изучать в школах

Главный редактор проекта «Историческая правда» Вахтанг Кипиани уверен в том, что события на Майдане и военные действия на Донбассе необходимо включать в школьную программу.

«Необходимо, чтобы эти события были указаны в школьном курсе истории, потому что это произошло. И, например, нападение России на Украину — это историческое событие, и как бы мы сегодня к этому не относились, это уже будет записано в анналах истории и будет изучаться дальше. Со школьниками, особенно с первых классов, нужно изучать эти события. Правда, здесь уже зависит от таланта самого учителя — готов ли он искать оригинальные формы или нет. К примеру, я вижу, что в некоторых школах приглашают участников войны, которые являются выпускниками этой конкретной школы. И они на нормальном языке рассказывают, с кем воюют, за что. И это важно для понимания молодыми гражданами, что происходит, почему мы воюем, почему жертвы необходимы. Поэтому если такая форма найдена — это неплохо. А если делать это без вкуса, без человеческого акцента, как большинство исторических событий подается, я не уверен, что это сработает, — рассказывает «Апострофу» Кипиани.

Однако не все согласны с этим. Внефракционный народный депутат Украины Евгений Мураев считает, что для включения таких событий в учебные пособия должно пройти время.

«Подвергаются пересмотру все исторические события, и не только последних двух лет, пересматривается история Великой Отечественной войны, история нашего прошлого. Любые события, которые происходят сейчас, требуют однозначного переосмысления. И я думаю, что время расставит все на места и всему будет дана своя справедливая оценка, и только тогда можно будет эти периоды жизни включать в какие-то учебники или пособия», — рассказывает депутат.

Впрочем, в самом министерстве образования «Апострофу» ответили, что пособие не является обязательным. Это рекомендованная литература, которую по желанию приобретает учитель.

«Это не является литературой обязательной, это пособие, которое не распространяется по школам бесплатно. Только если учителя купят и решат им воспользоваться, это пособие просто поможет учителю разобраться в некоторых вопросах, которые не освещены в учебниках, но есть в программе. Это просто авторское видение, в нем ничего не навязывается», — пояснила заместитель директора департамента среднего и дошкольного образования МОН Наталья Пескова.
Источник: apostrophe.ua

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *