Глумление Ефремова над Путиным: почему актеру это сходит с рук/»Господин хороший»: народные герои, которых боится власть, или часть большого плана

Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер. Заслуженный артист РФ Михаил Ефремов

Фото: LiveInternet

20 октября в московском Crocus City Hall прошел очередной концерт «Господин хороший», в рамках которого российский актер театра и кино Михаил Ефремов, известный своей жесткой публичной сатирой в адрес властей, прочитал новые стихи поэта Андрея «Орлуши» Орлова, высмеивающие президента РФ Владимира Путина и его политику. В частности, артисты уделили внимание громкому заявлению главы государства, так называемому ядерному ультиматуму, который недавно был выдвинут Западу. Этому Орлуша посвятил строчки стихотворения «Ульти-шах и ульти-мат», в которых спародировал известное произведение советского писателя и поэта Самуила Маршака «Вот какой рассеянный».

Проект Михаила Ефремова, продюсера Андрея Васильева и поэта Орлуши пользуется большой популярностью не только в сети, но и на концертных площадках Москвы, что нередко ставит в тупик почитателей творчества опальных артистов. Как при столь очевидном существовании культа личности в России троице удается проводить свои вечера? Почему их концерты проходят с аншлагами под самым носом «кремлевских обитателей» без малейшей угрозы срыва или провокаций? Этими и другими вопросами наверняка задавался каждый, кому приходилось наблюдать, как Михаил Ефремов расхаживает по сцене в смирительной рубашке и наполеоновской двууголке, декламируя колкие строки Орлова.

Мнения, за которыми «Апостроф. Лайм» обратился к деятелям культуры, журналистам, писателям, кардинально расходятся. Прославленную троицу зовут как народными героями, так и любимчиками властей, выполняющими часть большого плана.

Украинский писатель и сценарист Андрей Кокотюха хорошо знаком с творчеством опальных артистов. Автор современной прозы отмечает, что в большинстве согласен с тем, о чем говорят со сцены участники «Господин хороший», хоть пристально за ними и не следит, ссылается на дела поважнее. Что же касается беспрепятственных шоу на сценах Москвы, Кокотюха говорит о бесчисленном количестве возможных вариантов.

«Первое, я, конечно, могу лишь прогнозировать, но, наверное, есть некая установка давать отдушину. Все это знакомое, все это контролируемое. Так же, как я знаю, чего ждать здесь в Украине от Орлуши и Ефремова, это знают и в России. Лучше давать им какие-то площадки, пусть лучше это будет под контролем, чем без него. Второй вариант, который может быть просто продолжением первого, — это публика, которая туда приходит. Это ведь не широкие массы. Можно сказать, что до определенного уровня эта публика маргинализированная. Это такая вот фронда, которая никакой погоды в России не сделает», — предполагает Кокотюха.

Писатель приводит в пример годы СССР и существование того же Театра на Таганке, который в свое время заслужил похожую репутацию. По словам Кокотюхи, под контролем находятся не только артисты и их творчество, но и их поклонники.

«Эта не та публика, которую боится Россия, — отмечает он. — Это целевая аудитория, которая также контролируется. Ни мы здесь, ни зрители в России ничего не решат, просматривая выступления Ефремова».

В свою очередь коллега Кокотюхи, писатель и журналист Юрий Винничук считает, что между артистами и соратниками президента РФ явно существует некая договоренность.

«Помимо них есть многие другие, кому запрещают подобные выпады», — говорит Винничук.

На вопрос, зачем это необходимо властям, писатель указывает на существование большого плана и попытки создавать иллюзию свободы слова в России.

«Им выгодно, чтобы была иллюзия свободы слова, что есть возможность высказаться, — продолжает Винничук. — Именно для этого власть воспитывает таких вот «оппозиционеров». Это все готовится годами. Годами наперед».

Совсем другого мнения об артистах российский режиссер, актер и композитор Владимир Назаров, называющий «Господин хороший» парадоксом.

«У меня такое ощущение, что власть их боится. Просто боится их трогать», — отвечает Назаров.

Свое мнение народный артист РФ объясняет тем, что в окружении Путина явно должен быть «кто-то поумнее», человек, который понимает, что определенная доля такого юмора должна существовать.

«Кто-то понимает, что пар нужно понемногу стравливать с котла», — говорит он.

Режиссер отмечает, что Ефремов, Орлов, а также их коллега Дмитрий Быков всегда придерживались подобной позиции и были смелыми в своих заявлениях. К этому, по словам Назарова, относятся совершенно по-другому. Привыкают, что есть такие «враги» государства.

«Они с самого начала были смелыми, остроумными и талантливыми людьми, — продолжает Назаров. — Тем более что у Миши Ефремова хорошие гены, мы все помним создателя театра «Современник», Олега Николаевича Ефремова. У меня такое ощущение, что именно последовательность и смелость служат им защитой».

С этим вопросом «Апостроф. Лайм» также обратился непосредственно к поэту Орлуше, который весьма охотно прокомментировал вышеприведенные версии деятелей культуры. По словам поэта, его несколько удивляет то популярное мнение, что авторы шоу пытаются с чем-то бороться.

«Подобные вопросы подразумевают ответ, что мы с чем-то боремся. С самого начала проекта мы ни с кем и ни с чем не боролись, мы показываем бредовость новостей, понимаете? Каждое стихотворение привязано к какой-то новости, — подчеркивает Орлуша. — Вот это была новость по плутониевому ультиматуму, которая был напечатана во всех газетах России».

Орлов лишний раз акцентирует внимание на том, что все подобные новости оцениваются авторами шоу с юмором, сарказмом, на чем и базируется юмористическое шоу.

«Нам никогда никто и ничего не запрещал. Тут смысл очень простой: внутренняя цензура, которая есть у большинства газетчиков, намного больше реальной внешней цензуры. Мы не обращаемся в какое-то ведомство, к нам никто не обращается по поводу того, что можно говорить, а что нет. Тем более что в условиях интернета, читаем мы это в России, в Украине, в Америке или Израиле, это теряет географическую значимость. Как там говорится: «Если снова программа новостей сдаст по бреду зачет, то Орлуша напишет, а Ефремов прочтет». Вот и будем считать, что программа новостей в очередной раз сдала зачет по бреду», — говорит Андрей Орлов.

Ну а что касается мнений о тайных договоренностях между артистами и властью, Орлуша отмечает, что проект был создан задолго до войны на Донбассе или аннексии Крыма. «Господин хороший» поэт называет не политической борьбой, а политической сатирой.

«Нас часто обвиняют в том, что мы путинский проект. Каждый раз перед началом концерта ведущий и продюсер шоу Андрей Васильев говорит, что Путин действительно наш кормилец. В том смысле, что он дает нам очень много тем для невеселого смеха», — подытожил Орлуша.

Источник: apostrophe.ua

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *