Как развивались китайско-американские отношения, и почему они все еще важны

Как развивались китайско-американские отношения, и почему они все еще важны

Наверное, эти отношения являются непростыми, однако эксперты говорят, что они слишком важны, чтобы их игнорировать или наносить им ущерб.

Кэри Хуан (Cary Huang)

Дипломатические наблюдатели прилагают большие усилия для достижения консенсусного определения китайско-американских отношений, однако все согласны с тем, что они слишком важны, чтобы их игнорировать или наносить им ущерб из-за ошибки в расчетах или в результате неправильного управления.

Этот вопрос стоит особняком, и речь в данном случае, возможно, идет о наиболее важных двусторонних отношениях, с которыми придется иметь дело будущему президенту Соединенных Штатов, независимо от того, кто одержит победу на выборах во вторник — демократ Хиллари Клинтон или республиканец Дональд Трамп.

С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году отношения между ведущей капиталистической демократией и самым многонаселенным коммунистическим государством прошли путь от противостояния к конфликту, а затем к сегодняшней сложной смеси, состоящей из интенсивной дипломатии и усиливающегося соперничества между двумя все более взаимосвязанными экономиками.

Наблюдатели также согласны с тем, что Соединенные Штаты сыграли наиболее значительную роль в формировании современного исторического развития Китая и оказали на него самое заметное влияние — независимо от того, считается ли оно позитивным или негативным.

Так, например, Соединенные Штаты, будучи мировой державой, были очень глубоко вовлечены в последние этапы гражданской войны между коммунистами Мао Цзэдуна и националистами Чан Кайши в период с 1945 года по 1949 год. Сначала Соединенные Штаты пытались выполнять роль посредника в урегулировании, но затем стали оказывать масштабную финансовую поддержку националистам, которые в итоге потерпели поражение и ретировались на Тайвань. В начале 1950-х годов войска обеих стран вступили в прямой конфликт во время войны в Корее, в результате которой с обеих сторон погибли десятки тысяч человек. Во время войны во Вьетнаме, в период с середины до конца 1960-х годов, китайская зенитная артиллерия сбивала американские самолеты в небе над Северным Вьетнамом, а китайские истребители делали то же самое вблизи острова Хайнань.

Исторический визит американского президента Ричарда Никсона в Китай в 1972 году положил конец десятилетиям отчуждения и стал вехой в истории Народной Республики. Он не только переформатировал международную геополитическую карту мира и привел в 1979 году к нормализации дипломатических связей, но также заложил фундамент открытости Китая по отношению к внешнему миру в следующем десятилетии.

«Американо-китайские отношения занимают уникальное место во внешней политике Китая и в его развитии в целом, — отметил профессор Чжицюнь Чжу, специалист в области международных отношений и директор расположенного в Пенсильвании Института по исследованию Китая при Университете Бакнелла. — Сегодня американо-китайские отношения продолжают оставаться наиболее важными двусторонними отношениями во внешней политике Китая». Политические знаменитости обеих наций сыграли ключевую роль в этих отношениях — от коммунистических революционеров Мао, Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина до лидеров последнего времени — Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина, от Никсона до Барака Обамы, до бывшего советника по национальной безопасности и госсекретаря Генри Киссинджера, сыгравшего ключевую роль в китайско-американском сближении.

Президент Си называл эти отношения «рекой, которую невозможно остановить и которая продолжает нести вперед свои воды», несмотря на возникающие время от времени турбулентности. Две крупнейшие в мире экономики сегодня глубоко переплетены, объем их двусторонней торговли товарами и услугами составляет 659, 4 миллиарда долларов — тогда как в 1978 году этот показатель составлял всего 991 миллион долларов. Китай в настоящее время является крупнейшим иностранным кредитором Америки, и в его руках находится около 1,8 триллиона долларов национального долга Соединенных Штатов, тогда как американские компании создали более 20 тысяч предприятий в Китае.

Глубокое взаимодействие также проявляется в частых консультациях между лидерами обеих стран. Обама встречался с его нынешним китайским коллегой девять раз с того момента, как Си стал председателем КНР в 2013 году, а с его предшественником, с Ху Цзиньтау, он провел 12 встреч в период с 2009 года по 2013 год.

Дэвид Цвейг (David Zweig), профессор кафедры социальных наук Гонконгского университета науки и технологии и директор Центра транснациональных отношений Китая (Centre on China’s Transnational Relations), считает, что Соединенные Штаты сыграли значительную роль в экономическом развитии Китая в последние десятилетия — как в качестве покупателя столь большого количества сделанных в Китае товаров, так и за счет передачи технологий Китаю. «Восточная Азия стремительно развивалась в результате своей торговли с Соединенными Штатами, и Китай тоже не мог бы развиваться так быстро, как он это делал, без американского рынка», — подчеркнул Цвейг.

По мнению Чжу, без усилий со стороны Никсона, Киссинджера, Мао и Чжоу, направленных на нормализацию отношений, и также без сотрудничества между Дэном и американским президентом с целью достижения открытости Китая для внешнего мира, Пекин не смог бы добиться таких огромных преобразований за последний три десятилетия.

Двусторонние отношения, в целом, были хорошими в период с 1972 года по 1989 года, и так продолжалось до 4 июня, когда Китай с помощью военной силы подавил продемократическое движение. Однако эти отношения стали более сложными и нестабильными после крушения коммунизма в Восточной Европе в 1989 году и последующего развала Советского Союза. По мнению Цвейга, в Соединенных Штатах существовал широкий консенсус в поддержку взаимодействия, особенно в конце 1970-х годов и в начале 1980-х годов. Вместе с тем политика Соединенных Штатов была направлена на поддержку Китая в том, что касается открытости по отношению к внешнему миру и вхождению в него на западных условиях.

Однако после 1989 года у этих двух стран появились расхождения по целому ряду вопросов — торговля, права человека, Тайвань, а недавно еще возникло подозрение и недоверие по поводу их позиций в области региональной и глобальной безопасности.

Вашингтон ввел санкции против Китая, в том числе были приостановлены визиты чиновником высокого уровня, а также экспорт оружия, и это было сделано после подавления протестов 4 июня и последующего исхода активистов в области прав человека в Соединенные Штаты. Кроме того, Вашингтон одобрил продажу большего количества оружия Тайваню. Произошедшие события охладили двусторонние отношения, и этот период продолжался почти десять лет. Когда Пекин в середине 1990-х годов провел испытания ракет недалеко от берегов Тайваня на фоне растущего движения в поддержку независимости этого самоуправляющегося острова, Клинтон направил американские авианосцы в Тайваньский пролив, противодействуя Китаю в том, что касается чувствительного для Китая вопроса относительно «национального воссоединения».

Китайско-американские связи начали оттаивать после государственного визита Цзян Цзэминя в 1997 году и ответного визита Клинтона в 1998 году, и это был первый визит американского президента после подавления протестов на площади Тяньаньмэнь.

Однако два инцидента — один в 1999 году, другой в 2001 году — вновь осложнили отношения. Попадание американской бомбы в 1999 году в посольство Китая в Белграде, Югославия, в ходе операции НАТО, следствием которого явилась гибель трех китайских журналистов, а также столкновение в воздухе в апреле 2001 года разведывательного самолета американских ВМС и самолета Народно-освободительной армии Китая J-8D, в результате которого погиб китайский пилот, вызвали антиамериканские протесты в Китае.

Однако совершенный 11 сентября, то есть всего через несколько месяцев, теракт в Соединенных Штатах оказался поворотным пунктом в двусторонних отношениях, и при этом Китай сразу же выразил свою поддержку в том, что касается «войны» Вашингтона «против терроризма».

В течение следующих 15 лет двусторонние отношения расширялись и углублялись, особенно в экономической области, и это особенно проявилось после того, как Китай в 2011 году, потеснив Японию, стал второй крупнейшей экономикой в мире. Позиции обеих сторон расходятся по таким вопросам как дефицит Америки в двусторонней торговле и курс китайской валюты юаня, однако в последние годы противоречия несколько сгладились.

В целом, Обаме удавалось поддерживать относительно стабильные и дружеские отношения в течение своего первого четырехлетнего президентского срока, начавшегося в 2009 году.

Стратегический экономический диалог, начатый Ху и американским президентом Джорджем Бушем-младшим в 2006 году, был расширен Ху и Обамой в 2009 году до уровня состоящего из двух треков стратегического и экономического диалога, и в тот момент более дюжины членов кабинета министров обеих стран присутствовали на ежегодных заседаниях.

Однако отношения между двумя странами стали напряженными ближе к концу первого президентского срока Обамы, и при этом произошли значительные изменения во внешней политике обеих наций.

С 2012 года Обама начал реализовывать свою стратегию «разворота в сторону Азии», смещая фокус Вашингтона на Азиатско-Тихоокеанский регион, тогда как Си, новый генеральный секретарь Коммунистической партии Китая, объявил о своем намерении начать воплощать в жизнь амбициозную программу омоложения, целью которой является восстановление глобального превосходства Китая.

Взаимное подозрение и недоверие стали более заметными в течение последних нескольких лет на фоне возрастающего соперничества, хотя имели место отдельные примеры сотрудничества, главным из которых является достигнутое в этом году согласие относительно подписания изменений Парижского соглашения по климату.

Обе страны ведут борьбу за региональное экономическое лидерство, и при этом Обама активно поддерживает Транстихоокеанское партнерство (ТТП) — Китай в него не входит, — а Пекин в ответ принимает меры, направленные против управляемой Соединенными Штатами Бреттон-Вудской международной финансовой системы, в том числе за счет создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового банка развития, а также своего проекта «Один пояс и один путь».

В политической области обе страны занимают разные позиции по таким вопросам как свобода прессы, свобода слова и религиозная свобода, демократия, а также защита прав человека.

В области безопасности обе нации сталкиваются лбами по поводу продолжающегося спора относительно акватории Южно-Китайского моря, который, по заявлению обеих сторон, затрагивает «коренные национальные интересы». Это соперничество в последнее время было подогрето после знакового решения международного трибунала, который не поддержал претензии Китая на суверенитет в отношении большей части Южно-Китайского моря.

Помимо этого, Пекин рассматривает недавнее решение Вашингтона и Сеула о размещении противоракетной системы в Южной Корее в ответ на ядерную программу Северной Кореи как еще один «разворот в сторону Азии», направленный на сдерживание Китая.

С точки зрения Соединенных Штатов, все более уверенный в своих силах Китай намерен бросить вызов порядку в области безопасности, который Америка установила после Второй мировой войны.

По мнение профессора Эндрю Мерта (Andrew Mertha), эксперта в области международных отношений Корнелльского университета штата Нью-Йорк, ключевой вопрос сегодня состоит не в том, кто несет ответственность за увеличение напряженности, а в том, «как наилучшим образом добиться достижения многочисленных конфликтующих между собой целей и интересов вовлеченных сторон».

«И Соединенным Штатам, и Китаю необходимо продемонстрировать максимальное количество гибкости в двусторонних отношениях», — отметил он.

В Соединенных Штатах ведется борьба между сторонниками «вовлечения» и сторонниками «сдерживания», подчеркнул Цвейг. «Однако мы не знаем, где в Китае могут находиться „голуби“. Это большая проблема», — добавил он.

Цвейг считает, что отношения между двумя странами сложные, но связи между ними прочные.

«В принципе, речь идет об отношениях между двумя великими державами, у которых разная история, культура и политическая система», — отметил Чжу. Вместе с тем он считает, что «эти отношения слишком значимы, чтобы можно было допустить нанесения им ущерба самими этими странами или кем-то другим».

Источник: inosmi.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *